24 сентября 2012
11209

5. Действия ТНК и проблема изменения климата

В глобальной борьбе за снижение выбросов углерода нашей
целью должен стать переход автокомпаний на возобновляемые
виды топлива[1]

Р. Брэнсон, глава корпорации Virgin Gruop

... в современном мире господство постепенно переходит к
глобальной, транснациональной элите, стоящей во главе ТНК[2]

А. Кочетков, профессор


Некоторые исследователи считают, что "около половины мирового промышленного производства и свыше 2/3 внешней торговли приходится на ТНК. Они контролируют примерно 80% патентов и лицензий на изобретения, новые технологии и ноу-хау. До половины экспортных операций США осуществляется американскими и зарубежными ТНК, в Великобритании аналогичные операции осуществляют до 80% ТНК, в Сингапуре - до 90%. На предприятиях ТНК работает более 70 млн человек, которые ежегодно производят продукции более чем на 1 трлн долл. С учетом различной инфраструктуры и смежных отраслей ТНК обеспечили работой 150 млн человек.

При этом, как справедливо замечает о сути ТНК М. Делягин, "весьма существенно, что теневые взаимодействия (да еще и трансграничные) по самой своей природе не регулируются формальным правом. Поэтому трансграничные теневые структуры, испытанные временем, с одной стороны, носят семейный характер (ибо отсутствие писаного закона требует компенсации исключительно высоким уровнем доверия), а с другой стороны - в наиболее значимых для себя аспектах действуют принципиально без учета законодательства. Это не только роднит их с организованными преступными группировками, но и, более того, почти предопределяет тесное сотрудничество с ними.

Формой существования описанных финансовых трансграничных теневых структур на всем протяжении их истории было взламывание заскорузлых административных и политических границ, препятствующих свободному развитию хозяйственной деятельности (в первую очередь их собственной). Таким образом, извлекая в силу своего трансграничного характера максимальную прибыль именно из наличия указанных границ, эти структуры на протяжении всей своей истории последовательно шли к подрыву основы своего собственного существования. По сути, они представляли собой инструменты интеграции человечества - столь же объективные, что и рыночные отношения, чьим проявлением в теневой сфере они являются"[3].

Таким образом, в современном мире господство постепенно переходит к глобальной, транснациональной элите, стоящей во главе ТНК. Сосредоточена она преимущественно на Западе, но ее представители есть и в других странах, в том числе и в третьем мире. С этой точки зрения мы можем говорить о взаимоотношениях России и Америки только условно. Есть отношения правящих элит этих стран, но в каждой из них действуют влиятельные силы, играющие против собственных правителей на глобальном поле.

Вместе с тем руководители крупных ТНК, такие, например, как Р. Брэнсон, прекрасно понимают, что игнорировать проблему климата им не удается, и они решительно включились в работу. Как признает Р. Брэнсон, "это произошло не вдруг. Более пяти лет назад мы взяли на себя обязательство сделать бизнес экологичным, так что мы поддерживали контакт с начинающими инновационными компаниями в этой области и следили за их разработками. Примерно в то же время Virgin Atlantic дала зарок к 2020 году сократить выбросы парниковых газов на 30% на каждый километр. И тогда же мы пообещали найти возобновляемые источники для производства топлива для наших самолетов.

За прошедшие пять лет группа Virgin, наш фонд Green Fund и я лично вложили средства во множество подобных проектов, включая завод по производству этилового спирта в США, и в компании - пионеры на рынке биотоплива Gevo и Solazyme. Разработка экологичного авиатоплива - это длительный и сложный процесс, требуется преодолеть множество препятствий. Сначала необходимо найти исходное сырье, чтобы на его основе создать высокоэффективное топливо, затем провести испытания и получить разрешение на использование его в авиации.

Временами случаются прорывы. Так, в начале этого месяца мы объявили о самом значительном в моей жизни достижении в этой области. Вместе с новозеландской компанией LanzaTech мы разрабатываем низкоуглеродное авиатопливо, которое поможет вдвое сократить вредные выбросы Virgin Atlantic. Проще говоря, мы открыли перерабатывающую компанию, которая превращает дым из труб в авиатопливо"[4].

В мире происходит снижение реальной роли публичных политиков в принятии решений, которые теперь вырабатываются специализированными экспертными структурами и осуществляются под давлением глобальных факторов. Происходит виртуализация политики, при которой политический процесс воспринимается обществом как телевизионная картинка. При этом деловые качества политика отходят на задний план в сравнении с имиджевыми чертами характера, вызывающими доверие. Символические функции политики расходятся с реальным процессом принятия решений.

Политическая борьба в начале XXI в. все больше носит глобальный характер и определяется двумя основными группировками мировой элиты - социал-либеральной и неоконсервативной. Так, в странах Европы и Северной Америки представители правящей политической элиты принадлежат к одной из этих "глобальных партий". У них имеются две разные стратегии, два ответа на проблему исчерпания ресурсов. Социал-либеральная стратегия предполагает стабилизацию роста, смягчение социальных конфликтов, снижение социального расслоения, что дает определенную экономию ресурсов. Неоконсерваторы стремятся к усилению национально-государственной субъектности, социал-либералы при прочих равных условиях предпочитают "прозрачность" государственных границ и государственных структур для управления извне, из транснациональных центров. Неоконсерваторы склонны разрушать низовые социальные нерыночные отношения и укреплять бюрократическую машину национального государства. Социал-либералы предпочитают укреплять глобальные вненациональные структуры управления, но и более терпимы к остаткам социального государства"[5].

Следует особо подчеркнуть роль возникших у ТНК структур "паблик рилейшнз" (PR) для влияния на политику, общество и экономику. Как отмечает М. Маслов, "...власть в XXI веке будет, на наш взгляд, в первую очередь оцениваться силой и широтой распространения технологий отношения с общественностью, технологий социального контроля, то есть технологий "паблик рилейшнз", управляющих культурой влияния на человека. А это, естественно, будет показывать и роль интеллекта, востребованного властью.

Существует более 470 определений, данных "ПР" различными специалистами в области общественных связей. Автор исследования придерживается определения "паблик рилейшнз", данного Английским институтом общественных отношений: ПР - это "планируемые продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью".

При этом общепризнанной периодизации истории развития связей с общественностью пока не существует. Нам же представляется уместным привести здесь схему эволюции связей с общественностью, предложенную одним из величайших практиков ПР - основателем агентства "Берсон - Марстеллер" ("Burson-Marsteller"), американцем Харольдом Берсоном, который предложил разделить всю историю корпоративных связей с общественностью на три этапа, обозначив каждый этап одним коротким вопросом, имевшим наибольшую актуальность в данный период времени.

Первый этап - от начала нашего столетия и вплоть до конца 50-х - начала 60-х годов, Берсон охарактеризовал вопросом: "Как сказать?" По его мнению, в это время, в первую очередь, ощущалась нужда и желание донести до общественности посредством пресс-релиза некое решение или действие руководителя компании. Соответственно, ключевая проблема заключалась в том, чтобы облечь слова в правильную форму.

С развитием ПР в начале 60-х годов в практике работы специалистов по связям с общественностью наступили серьезные перемены - начался второй этап развития профессии. Новый вопрос: "Что сказать?", отразил наметившееся желание представителей бизнеса перейти от элементов пропаганды к двустороннему общению с потребителем, клиентом, вступить с ним в диалог.

С середины 80-х годов, связи с общественностью занимают достойное место на самом верху иерархической пирамиды бизнеса и становятся неотъемлемой частью процесса принятия решений.

Специалисты по ПР входят в советы директоров большинства крупных компаний и получают возможность оказывать прямое воздействие на формирование их политики. Даже сами "паблик рилейшнз" все чаще обозначаются как "управление репутацией". Новым вопросом на повестке дня становится, по мнению Берсона, классическое: "Что делать?"[6]

Можно рассмотреть действия ТНК по борьбе с изменением климата на примере "British Petroleum"/"Бритиш Петролеум", одной из крупнейших нефтяных компаний мира и ведущих глобальных ТНК, которая ведет активный бизнес и в нашей стране, являясь совладельцем совместной российско-британской компании "ТНК-ВР".

Парадокс заключается в том, что углеродная энергетика, символом которой являются компании, подобные "British Petroleum", остается элементом индустриальной эпохи в условиях новой постиндустриальной цивилизации, формирующейся на базе наиболее развитых стран мира, население которых предъявляет все большие требования к качеству жизни. Среди подобных требований - не только максимальная предсказуемость мирового политического процесса, стабильность мировой финансовой системы, но и возможно более точный прогноз глобальных и региональных климатических изменений, их социальных последствий, общее снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Остроту проблемы вновь высветила экологическая катастрофа, вызванная взрывом одной из платформ "British Petroleum" в Мексиканском заливе.

Тем не менее, "ВР получила общественное признание как первая крупная нефтяная компания, заявившая о необходимости принятия превентивных мер для решения проблемы изменения климата. Позиция компании в этой области заключается в шести основных пунктах:

1. ВР признает, что потепление климатической системы - это неоспоримый факт, и существует большая вероятность того, что оно вызвано деятельностью человека. Во избежание опасных последствий изменения климата рост температуры должен быть ограничен двумя-тремя градусами выше уровня в доиндустриальный период.

2. Проблема изменения климата - глобальная проблема. Для ее решения необходимо сотрудничество всех стран, всех отраслей экономики, всех слоев общества.

3. Перед правительствами стран стоит задача - принимать трудные решения, чтобы найти баланс между необходимостью борьбы с изменением климата и обеспечением энергетической безопасности. Необходимые перемены могут быть достигнуты только путем правительственных решений, направленных на сокращение выбросов и стимулирование низкоуглеродных технологий.

4. Ключевая роль отводится энергоэффективности. Серьезное сокращение потребления энергоресурсов и вредных выбросов может быть достигнуто за счет технических новшеств, изменения поведения и правильной политики. Часто этого можно добиться без существенных затрат.

5. Проблема изменения климата требует инновационного подхода. По некоторым существующим технологиям, например, улавливания и захоронения CO2, нам предстоит совершить быстрый переход от экспериментальной стадии к этапу полномасштабного внедрения.

6. В 2002 г. компания ВР заявила, что любой прирост выбросов парниковых газов в результате ее операционной деятельности к 2012 г. будет меньше сокращения от выбросов от низкоуглеродных продуктов. Данные 2001 г. были приняты как исходные[7].

В компании пришли к выводу, что увязка производственной деятельности с работой в сфере производства энергии с низким уровнем выбросов уже не приносит пользу для сокращения выбросов на уровне отдельного предприятия. В ВР приняли решение управлять выбросами парниковых газов в рамках общей системы управления и мониторинга, от каждого производства требуется проведение оценки количества выбросов, а также внедрение наиболее передовых технологий. ВР улучшили свой метод учета стоимости углерода в процессе оптимизации инженерного проектирования. ВР отслеживает показатель своих производственных выбросов в сравнении с данными других процессов. Также ВР инвестирует значительные средства в технологии альтернативной энергии.

ВР принимает меры по борьбе с изменения климата по пяти основным направлениям:

- эффективная производственная деятельность. ВР продолжает начатые уже более 10 лет назад усилия по управлению производственными выбросами парниковых газов, для чего использует "умную" автоматику, которая уменьшает утечки и улучшает процесс закачивания скважин с целью сократить сжигание газа.

- ВР старается сотрудничать с производителями автомобилей и оборудования для повышения общей эффективности использования топлива и смазочных материалов. Оно создало топливо "Ultimate", которое продается уже в 18 странах, в том числе в России. В Германии ВР продает мазут с низким содержанием серы.

- ВР уделяет много внимания проектам альтернативой энергии и энергии с низким уровнем выбросов. С 2005 года ВР инвестировала свыше 2,9 млрд долларов в низкоулеродные энергопроекты. К 2015 году ВР обязалось направить на эти цели 8 млрд долларов.

- ВР участвует в дебатах о политике в сфере изменения климата. ВР поддерживает принятие политического решения об установлении цены на углерод.

- ВР старается оказывать финансовую поддержку и принимать участие в исследованиях развития отрасли в будущем, как в сфере технологий, так и в сфере политике.

ВР является основателем Института энергетических технологий, ежегодно этому учреждению выделяется до 5 млн фунтов стерлингов[8].

Таким образом, опыт "ТНК-ВР" важен с точки зрения формирования модели трансфера в Россию наиболее передовых "зеленых" технологий в топливно-энергетическом комплексе, в том числе в контексте модернизации российской технологической базы и экономики в целом. Представляется, что активная поддержка Россией инициатив наиболее развитых стран мира по снижению выбросов парниковых газов во многом представляет собой предложение о существенном технологическом и инвестиционном участии в подобных совместных проектах, в том числе в области энергоэффективности.

Рядом крупных российских компаний были также приняты собственные корпоративные программы энергосбережения и экономии топливно-энергетических ресурсов. Такие программы реализуются в ОАО "Газпром" и крупнейших российских нефтяных, угольных и промышленных компаниях, некоторые из которых также входят в число ведущих в мире в своих отраслях. Причем, ОАО "Газпром" во многом является уникальной компанией и на глобальном уровне с учетом доли углеводородных ресурсов, которые он контролирует.

Так, например:

В ОАО "Газпром" проведена инвентаризация выбросов парниковых газов на предприятиях компании, создан реестр выбросов, реализуется план технических мероприятий по сокращению объемов выбросов парниковых газов на период 2008-2012 гг.[9].

В нефтяной компании "Лукойл" приняты корпоративная концепция и комплексный план планирования производственной деятельности компании на основе положений Киотского протокола, разработаны стандарты компании по системе управления выбросами парниковых газов по всем предприятиям компании за 1990-2006 гг.[10]

В компании "Норильский никель" проведена инвентаризация выбросов парниковых газов в Заполярном филиале Компании за 1990-2005 гг., разработан автоматизированный комплекс "Информационно-аналитическая система инвентаризации и мониторинга выбросов парниковых газов" и выполнена прогнозная оценка выбросов до 2015 г.[11].

В реструктурированной в 2008 г. компании РАО "ЕЭС России" выполнена инвентаризация выбросов парниковых газов за 1990-2004 гг. в 77 региональных энергокомпаниях, создана система мониторинга выбросов парниковых газов, включая систему учета и отчетности[12].

В ОАО "Русал" проведена инвентаризация выбросов парниковых газов на одном из предприятий компании, планируется ее выполнить на всех предприятиях, принадлежащих компании[13].

В ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" выполнена инвентаризация выбросов парниковых газов, разработана программа для автоматизированного расчета выбросов. Кроме того, следует отметить высокие экологические стандарты и требования Архангельского ЦБК. В частности, на предприятии принята специальная климатическая стратегия, включающая в себя добровольные обязательства по ограничению выбросов парниковых газов на период до 2012 г., выполнение которых тщательно отслеживается[14].

В 2007 г. ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" заявил о своей поддержке глобальной инициативы Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) по уменьшению вредных выбросов в атмосферу, которая предусматривает сокращение потребления топлива в гражданской авиации к 2020 г. на 25%, а к 2050 г. - достижение нулевого уровня выбросов углекислого газа.

В рамках специальной программы "Аэрофлот" уже усовершенствовал систему экологического управления и производственного экологического контроля. Система призвана следить за соблюдением нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и лимитов на размещение отходов, а также выполнением требований природоохранного законодательства.

За последние годы объем вредных выбросов самолетов "Аэрофлота" в атмосферу снижен за счет модернизации и перехода на современную технику. Этому же способствует действующая программа экономии топлива, в рамках которой в 2006 г. удельный расход авиакеросина уменьшен на 3 грамма/ткм, а часовой расход топлива уменьшен на 46 тонн в час[15].

Таким образом, крупнейшие отечественные и зарубежные компании, понимают свою долю ответственности в контексте проблемы климатических изменений, несмотря на то, что зачастую являются основой той самой углеродной экономики, которая считается сторонниками теории "парникового эффекта" виновницей ускорения глобального потепления. Даже с учетом подобного парадокса любые усилия бизнеса по снижению нагрузки на окружающую среду и инвестиции в технологическую модернизацию следует приветствовать.

В то же время представляется, что ведущие компании мирового ТЭК не заинтересованы в очень быстром переходе к низкоуглеродной энергетике, поскольку являются основными выгодоприобретателями от торговли углеводородами. Тоже, кстати, можно сказать и об отечественном нефтегазовом секторе.

С другой стороны, на сегодняшний день ведущие мировые ТНК, в том числе в области ТЭК, по всей видимости, начали подготовку к постуглеродной, прежде всего, постнефтяной эре, рассчитывая стать обладателями основных ноу-хау, связанных с энергетическими технологиями будущего. Однако, проследить подобный процесс достаточно сложно, так как зачастую он идет опосредованно без лишней огласки.


____________

[1] Брэнсон Р. Рывок к возобновляемыми источниками энергии // Независимая газета. 2011. 25 октября. С. 2.

[2] Кочетков А.П. Власть элиты в глобальном информационном обществе // Политические исследования. 2011. N 5. С. 13.

[3] Делягин М. Непубличный аспект кризиса демократии // Свободная мысль. 2011. 27 октября.

[4] Брэнсон Р. Рывок к возобновляемым источниками энергии // Независимая газета. 2011. 25 октября. С. 2.

[5] Кочетков А.П. Власть элиты в глобальном информационном обществе // Политические исследования. 2011. N 5. С. 13.

[6] Маслов М.А. Публичная политика крупных корпораций США в сфере экологии. Учебное пособие. М.: МГИМО(У) МИД России, 2002. С. 61-62.

[7] Обзор устойчивого развития ВР, 2008. С. 8.

[8] Обзор устойчивого развития ВР, 2008. С. 15.

[9] См. подробнее: Газпром. Экологический отчет 2006. М. 2006. С. 52.

[10] См. подробнее: "Лукойл" подвел итоги работы по реализации корпоративной концепции планирования производственной деятельности на основе Киотского протокола / Пресс-релиз, 30.03.2009 / Эл. ресурс / http://www.lukoil.ru/press.asp?div_id=1&id=1874

[11] м. подробнее: Годовой отчет 2008 / Глава 9. Природоохранная деятельность / Эл. ресурс / http://www.nornik.ru/_upload/year2008/Chapter_9.pdf

[12] Михаил Роганков: "РАО ЕЭС может сократить выбросы парниковых газов на 20 млн тонн" // газета "Энергия России" / Эл. ресурс / http://www.rao-ees.ru/ru/news/gazeta/180-2005/show.cgi?rogan.htm

[13] Роль бизнеса в предотвращении климатических изменений / РУСАЛ. Материалы круглого стола. Красноярск, 29 октября 2007 г. / Эл. ресурс / http://www.rusal.ru/business_role.aspx

[14] Сообщения пресс-службы / Официальный сайт ОАО "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" / Эл. ресурс / http://www.appm.ru/ press/2004/181.shtml

[15] Аэрофлот поддерживает глобальную экологическую инициативу (ИАТА) / Официальный сайт ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" / Эл. ресурс / http://www.aeroflot.ru/press/default.aspx?ob_no=428&d_no=6969
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован