Что общего между известными производителями товаров и услуг: Пежо, Pfizer, Роллс-Ройс, Siemens, Боинг, Ситроен, Марриотт, Philips, Хилтон, Bosch? Эти всемирно известные бренды носят имена своих основателей.
В начале прошлого века в Италии был принят закон: если кто-либо хотел открыть какую-либо мануфактруру, то он должен был дать ей свою фамилию. Это принесло определенные плоды - до сих пор самые знаменитые итальянские бренды одежды, обуви, мебели, автомобилей носят имена конкретных людей. Фамилия была своеобразным знаком качества.
В дореволюционной России тоже было немало именных брендов. Чего стоит, например, знаменитый бренд «SMIRNOFF».
У французских виноделов до сих пор существует поговорка: «Сделать хороший коньяк легко! Надо лишь подумать о том, что его будут пить твои внуки и правнуки». Потомки известных фамилий, как правило, чтут традиции и продолжают тщательно следить за качеством выпускаемого товара.
«БЫТЬ ЧЕСТНЫМ ХОЧЕТСЯ. НО МЕНЬШЕ, ЧЕМ БОГАТЫМ»
В современной России за качеством выпускаемых товаров и услуг должны следить саморегулируемые организации (СРО). Но оправдывает ли их деятельность ожидания властей и потребителей?
Сами участники рынка должны задавать высокие стандарты качества и следовать им. Именно в этом кроется успех в конкурентной борьбе за потребителя с недобросовестными игроками.
Количество мошенников, собравших огромные деньги у населения под строительство многоквартирных домов или на банковских депозитах, и сбежавших с ними за границу – исчисляется сотнями.
Нет сомнений, что их коллеги – банкиры и застройщики – могли быть в курсе предполагаемых противоправных действий. Но ведь никто никогда не «защитил честь мундира».
Возможно, в современной России еще не закончился период накопления первичного капитала, когда выбор между «репутацией потом» и «прибылью сейчас» даже не ставится.
И девиз российских предпринимателей XIX века «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» еще не актуален.
Как бы то ни было, но проблема недобросовестных игроков на рынке существует и только развитое гражданское общество способно преодолеть этот кризис доверия целым отраслям.
Ирина Радченко