12 апреля 2018
1804

Брянский автомобильный завод – биография

Bryanskiy avtomobilnyy zavod

«Брянский автомобильный завод» был основан в 1958 году для производства специальной колесной техники исключительно в интересах Министерства обороны.

За свою историю предприятие осуществило разработку более 95 образцов автомобильной техники под маркой «БАЗ». Начав свою деятельность с производства на базе узлов и агрегатов автомобильной техники, бронетранспортеров семейства БТР-152 завод впоследствии стал центром компетенции по производству колесной техники с уникальными характеристиками.

На предприятии было разработано несколько специальных плавающих машин, которые применялись в войсковых подвижных комплексах ПВО «Оса», тактических ракетных комплексов «Точка», оперативно-тактических ракетных комплексах «Ока» (БАЗ 5937, БАЗ 5921, БАЗ 5944 соответственно). Специальные колесные шасси типа ЗИЛ 135 ЛТМ, ЗИЛ 135К, ЗИЛ 135 ЛМ обеспечивали размещение и эффективное боевое применение во всех дорожных условиях и местности комплексов имеющих повышенные габаритно-массовые характеристики (РСЗО «Ураган», «Луна-М», «Редут», «Рейс» и многих других).

В настоящее время Брянский автомобильный завод остался единственным российским предприятием по выпуску колёсных шасси и колёсных тягачей высокой проходимости и большой грузоподъёмности военного назначения.

В ноябре 2015 года у Брянского автомобильного завода поменялся владелец. Предприятие вошло в состав АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей». Это открыло новую страницу в истории предприятия.

В настоящий момент на БАЗе эксплуатируются станки, изготовленные в 1970 – 1980-х годах, в том числе германского и японского производства. И хотя все они отвечают производственным требованиям и обеспечивают надлежащее качество при нынешнем объёме выпуска продукции в  перспективе будет выполнена модернизация производства и БАЗ закупит современные станочные комплексы. Для начала необходимо выполнить минимальные  закупки оборудования, к которому относятся: пресс для изготовления лонжеронов, промышленный лазер для резки деталей кабины из тонколистового металла,  станок для обработки конических зубчатых колёс.

Однако завод это не только производство, но и разработка СКШТ, выполнение различных опытно-конструкторских работ.

В начале 1990-х годов Брянский автозавод получил задание на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Вощина – 1» по разработке нового семейства машин в нише грузоподъемности до 18 тонн.  Трехосные шасси и тягачи семейства должны были прийти на смену автомобилям Кременчугского автомобильного завода (КрАЗ). Прежде всего, требовалось создать транспортную базу для ЗРК С-400 и С-300. С заданием успешно справились.

Следующим шагом стали инициативные разработки, которые впоследствии использовались в ОКР «Вощина – 2».

В связи с тем, что большинство современных систем вооружения, размещаемых на специальных колесных шасси, имеют массу более 20 тонн, пришлось провести работы по увеличению грузоподъемности базового четырехосного шасси с 18 до 22 тонн. Такое шасси разработали, изготовили и провели необходимые испытания.

Завод реализует 12 ОКР, которые находятся на разных этапах реализации. Работает с различными разработчиками российского вооружения. В рамках концерна наиболее важные темы связанны с совершенствованием систем ПВО.

Идут работы по созданию опорно-ходового модуля, в основе которого заложена гидропневматическая подвеска. Идея инновационная, перспективная, её реализация позволит решить ряд проблем. Ведь создаваемую подвеску можно перенастраивать в зависимости от нагрузки и состояния дороги, по которой движется автомобиль. Вместе с тем, в настоящее время в России нет отработанной конструкции такой подвески.

В настоящее время проводится работа по привлечению на завод нужных специалистов. Прорабатываются вопросы обучения и подготовки молодых кадров. В качестве учебной площадки в первую очередь рассматривается Брянский государственный технический университет, а также ряд других учебных заведений страны считающихся ведущими в автомобильной промышленности.

Завод с уверенностью смотрит в завтрашний день и  готов вызовам, которые бросает ему время. Коллектив завода в полной мере осознает ту меру ответственности, что легла на его плечи, и выполнит все задачи, которые ставит перед ним руководство концерна.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован